









|
Такт
«О вежливости, о такте, о деликатности»,
- можно говорить долго и нудно, и никакого следа ни в душе, ни в сердце
эти рассуждения не оставят. Разве что вызовут тупое тянущее ноющее ощущение
внутри, что, кто-то нашел в себе силы быть и вежливым, и тактичным, и
деликатным, а ты все никак не соберешься освоить эти простые человеческие
приемы души и ума.
…Давно прочитанный анекдот на эту тему запомнился непривычным ходом мышления,
тогда, в детские годы, еще непонятным.
Вопрос автора: «Хотите ли Вы знать - чем различаются вежливость и деликатность?»
Как правило, в этом месте многие кивают головой в знак согласия: «Кто
же не хочет, конечно, хотим!» Итак, слушайте поучительный тому пример.
«Обслуживание гостиничных номеров. Сотрудник гостиницы входит в ванную
комнату, где дама принимает ванну».
Далее рассмотрим два варианта, демонстрирующие различие между вежливостью
и деликатностью (тактом).
«Простите, МАДАМ, а зайду убрать Ваш номер попозже», - вежливо раскланивается
сотрудник гостиницы, и выходит.
Комментарий автора: «Это вежливость».
«Простите, СЭР, я уберусь в Вашем номере позже», - вежливо раскланявшись,
сотрудник гостиницы, покидает номер.
Комментарий автора: «Это такт, или деликатность».
…Следующий пример предоставила жизнь.
Сослуживица рассказывала о своем посещении ресторана с мужем. Сидевшая
за соседним столиком дама, на груди которой в глубоком декольте приютился
кулончик с золотыми часами, после энергичного танца, не заметила, что
часики как-то незаметно, подпрыгивая в такт ее быстрым движениям, перекочевали
на спину, с не менее глубоким вырезом.
Вид часов на спине вызвал молчаливые стеснительные улыбки окружающих,
но не больше.
Дама о новом расположении часов не заподозрила, поскольку, после танцев
была слишком увлечена общением с сидевшими за своим столиком.
Никто из окружающих не желал выглядеть бестактным в глазах дамы с часами
на спине, поэтому все предпочитали оставаться вежливыми, молча, делая
вид, что никто ничего не замечает.
Рассказывающая мне эту историю, очевидно, рассуждала иначе: пройдя мимо,
она негромко попросила даму с часами подсказать ей, который сейчас час….
Часы снова нырнули в аппетитное декольте, вызвав легкий смущенный румянец,
и, пожалуй, мой восторг от рассказа о таком деятельном ненавязчивом врожденном
чувстве такта нашей сослуживицы…
…Случаев проявления такта было гораздо больше, чем можно
описать в одном коротком рассказе, но еще два поразившие меня, я, пожалуй,
себе рассказать позволю.
И один – даже подробно.
… Новогоднее представление.
Очень забавный спектакль. Невероятно простые костюмы. Волшебная история
про похищенную злодеями сказку. В роли одного из зловредных похитителей
выступает «Госпожа Грязь и Слякоть», которая в конце сказки перевоспитывается
и нарекает себя «Оттепелью». Много музыки, переделанных песен, курьезных
смешных ситуаций.…
И на редкость сухо встречающий всю эту искрометность юмора, зал.
...У меня же щеки уже болят от смеха, в глазах стоят слезы от хохота. Очередная реплика,
содержащая новое перефразированное известное выражение, снова заставляет
складываться пополам, слегка сползая с сиденья, давясь смехом, пытаясь
выражать свои эмоции поскромнее, среди осуждающей гробовой тишины молчаливого
непонимания зрителей рядом…
Актеры приглашают нескольких детей на сцену, принять участие в завершающих
сценах. Моя малышка, находясь рядом со мной где-то ближе к середине ряда,
старательно пробирается между сидящими, пытаясь выйти на сцену тоже, но
ее опережают дети постарше, посноровистее, быстро растолкавшие других
и подбежавшие к сцене первыми.
Актеры спускаются в зал, чтобы пригласить некоторых из детей подняться
с собой на сцену.
Моя девочка в костюме снежной королевы. Не требуется комментировать, сколько
там нашито всяких блесток.
Выбравшись, наконец-то из ряда, она в нерешительности пробегает несколько
шагов по направлению к сцене, и расстроено останавливается, видя, что
бежать ей еще далеко, а необходимое количество детей уже набрано.
Можно возвращаться. Бежать дальше незачем….
Но тут луч прожектора, скользнув по рядам, выхватывает ее белоснежный,
полыхнувший россыпью блесток, наряд, и актер, спустившийся последним еще
за одним ребенком, восторженно ахнув от присутствия в зале ребенка в таком
костюме, громко просит ее подойти поближе…
Конечно, ребенок счастлив, нет слов!
Ведь почти расставшись с мечтой, так невероятно чудесно вдруг получить
желаемое!
Представление заканчивается. Все довольны. Кроме тех, наверное, кто так
и не понял, что в этом спектакле было смешного…
Шарики летят в зал, детишки подпрыгивают, чтобы поймать себе маленькое
разноцветное продолжение сказки.
Моей девочке тоже шарик подарили – прямо на сцене. Она гордо прижимает
его к себе. А еще подарили веточку цветов, на которой колючки. Я старательно
раздвигаю эти подарки в разные стороны, но безуспешно.
Их запланированная встреча оказывается естественно фатальной для шарика.
Зал почти пуст, мы не торопимся. В фойе слишком тесно, чтобы переодевать
костюм, ждем, пока основная масса зрителей оденется и уйдет.
На передних рядах скачет забытый и одинокий, никем не пойманный шарик.
Я предлагаю своей малышке пойти и поймать его, взамен лопнувшего.
Она спускается к нижним рядам. Но, одновременно, за шариком бежит еще
один мальчик, лет девяти, которому он успешно и достается. Мальчик, радостно
прижимая к себе отловленный подарок, направляется к выходу.
Моя дочурка печально возвращается, размазывая по щекам слезы. «Ну, лопнул
шарик, ну ничего страшного, другой купим»…. Но ребенок дорожил торжественно
врученным подарком, и ему обидно и больно.… Как тут объяснить?…
Я успокаиваю ее негромко, обещая купить другой, разъясняя, что шарики
вообще быстро лопаются, к сожалению…
Мальчик, уже почти выйдя из зала, возвращается, подходит к нам, и протянув
свой, честно пойманный им шарик: «Возьмите, это у Вас улетел!», - не дождавшись
слов благодарности, улыбнувшись, уходит.…
В таком состоянии удивления я не пребывала уже давно. Это был его шарик.
Он у нас не улетал. И мальчик видел это прекрасно.
Но такое чувство врожденного такта от девятилетнего мальчугана я увидеть
не ожидала….
У взрослых-то не у всех такое увидишь, а тут – ребенок.…
….
И одно из недавних наблюдений.
…Экзамен на курсах. Наша группка маленькая. Вопросы у всех одинаковые,
только данные различаются. На стол вынимаются из сумочек карандаши, ручки,
ластики, и линейки. Конспектами пользоваться не разрешили…. А жаль. Они
бы тут не помешали….
Крайний справа мужчина линейку не захватил. Оглядев окружающих, негромко
просит одолжить ему ее на время. Молчание. Курсы короткие, и люди друг
друга почти не знают: по именам, и то не все знакомы.
Одна экзаменующаяся опоздала. Как обычно. Старая привычка. Или - способность?
Кто их различит: результат все равно одинаковый…
Присаживается сбоку от того же мужчины. В чем суть ситуации – не знает.
Набор, вынимаемый ею из своей сумочки на стол, приблизительно тот же.
Увидев у соседа отсутствие линейки, тихо предлагает ему взять на время
свою.
«Да она же Вам самой нужна?» - Удивленно вскидывается смирившийся с необходимостью
обойтись без линейки.
«Тут столько заданий, что, пока я их сделаю, Вы уже с линейкой работать
точно закончите. Берите, не стесняйтесь. Что без линейки мучаетесь?…»
….
…И кто ж разберется на самом деле, где заканчивается вежливость, и начинается
такт и деликатность?
Может быть, там, где мозг делится с душой своими способностями обрабатывать
информацию и принимать решения, согласуясь с требованиями нравственности
и духовного развития человека, попадая с ними и с душой другого человека
- в такт….
|